ПРИОРИТЕТ
ОТДАЕТСЯ СОБСТВЕННЫМ
ПРОДАЖАМ.
НО АДМИНИСТРАТИВНОГО
ВЫТЕСНЕНИЯ
АГЕНТСКОЙ
СЕТИ НЕ БУДЕТ
Генеральный
директор авиакомпании
"Аэрофлот-Российские
Авиалинии"
Валерий ОКУЛОВ
отвечает на
вопросы корреспондента
"Вестника
РАТА".
Валерий
Михайлович,
бытует мнение,
что с развитием
компьютерных
систем продажи
авиабилетов
роль турфирм
в их реализации
отходит на
второй план.
Что Вы думаете
по этому поводу?
Я считаю,
все формы продажи
будут продолжать
свое развитие,
но все же более
динамично
- электронная.
По исследованиям,
проведенным
в США, наиболее
популярный
товар электронной
коммерции - авиаперевозки.
Это понятно:
его не надо
примерять, щупать,
оценивать качество,
цвет и так далее.
За прошлый год
в Соединенных
Штатах объем
реализации
авиабилетов
через Интернет
составил 2%, в
Европе - 1%. Но, по
оценкам специалистов,
динамика продвижения
этого вида
услуг до 2005 года
будет весьма
агрессивной.
Она и сейчас
уже впечатляет:
каждый год происходит
удвоение объемов.
Европа традиционно
отстает от
Штатов на год,
трудно сказать,
насколько отстает
Россия. Но, я
уверен, у нашей
страны в этом
смысле огромный
потенциал. И
при этом вытеснения
агентов с рынка
продажи авиабилетов
не произойдет.
Никакая электроника
не поможет так
разобраться
в наборе услуг
и сделать аргументированный
выбор, как "живой"
агент. Специалисты
считают, что
со временем
баланс в объемах
продажи билетов
через Интернет
и через агентскую
сеть распределится
в соотношении
50 на 50. Думаю, так
и будет.
А сам
"Аэрофлот"
на что в первую
очередь делает
ставку - на
агентскую
сеть или на
прямые продажи?
Приоритет,
безусловно,
отдается собственным
продажам - как
через кассы
"Арофлота",
так и бронированию
билетов через
Call Center, по телефону
и через Интернет.
Мотивировка,
думаю понятна:
затраты на
собственные
продажи составляют
3,5-4,5%, а агентские
комиссионные,
как вы знаете,
несколько выше.
Поэтому мы
намерены увеличивать
объем прямых
продаж, и для
этого планомерно
расширяем офисную
сеть "Аэрофлота".
Но эти слова
вовсе не надо
воспринимать
как намерение
избавиться
от агентов.
Сегодня именно
они продают
основную часть
наших авиабилетов,
и вряд ли у нас
когда-нибудь
будет столько
офисов, сколько
агентств. Увеличение
или уменьшение
этой доли - процесс
конкурентный.
Конечно, мы
бы хотели, чтобы
пассажир предпочитал
покупать билеты
именно в наших
офисах, но добиваться
этого будем
за счет повышения
качества обслуживания
и разнообразия
услуг. Никакого
административного
вытеснения
агентской
сети не предполагается.
Сократив число
агентов, мы
добились бы
только снижения
объема продаж
авиабилетов
- и больше ничего.
Планирует
ли авиакомпания
развивать сеть
региональных
агентств из
числа турфирм?
Это наша
абсолютно
предметная
ежедневная
работа. В городах,
где есть представительства
"Аэрофлота",
есть и агентские
продажи. В местах,
куда мы не летаем,
тоже, конечно,
необходимо
продавать наши
авиабилеты.
И подключать
к этому надо,
прежде всего,
региональные
турфирмы. Пока
я считаю нашу
агентскую
сеть крайне
неудовлетворительной,
особенно в
городах, куда
мы не выполняем
полеты. Там
вообще забыли
про "Аэрофлот".
Местные жители,
собираясь за
рубеж, покупают
билеты до Москвы,
например, на
"Тюменские
авиалинии",
а дальше летят
"Люфтганзой"
или "Бритиш
Эйруэйз". А
ведь это наши
пассажиры, и
их должен возить
"Аэрофлот".
Для этого и надо
налаживать
контакты с
местными турфирмами,
предлагая им
стать нашими
агентами.
По данным
турфирм, Центральное
международное
агентство
предлагает
корпоративным
клиентам при
покупке билетов
скидки до 20%.
Тогда как самим
турфирмам полагается
9-12%. Не считаете
ли вы, что
такой подход
разрушает агентский
рынок?
Работа
с корпоративными
клиентами,
конечно же,
предполагает
предоставление
им более выгодных
финансовых
условий покупки
билетов. Мы
заинтересованы
в формировании
стабильной,
долговременной
корпоративной
сети. Это относится
и к партнерам
по бизнесу,
и к любым другим
компаниям,
технологически
с нами не связанным.
Да, чтобы перетянуть
их на "Аэрофлот"
с других, в первую
очередь иностранных
авиакомпаний,
мы предоставляем
корпоративные
скидки, и это
всеобщая мировая
практика. К тому
же, скидки даются
от определенного
тарифа, а туроператоры
не работают
по годовому
тарифу, по которому
покупают билеты
корпоративные
клиенты.
Кроме
того, есть крупные
компании, которые
оказывают
нам различные
услуги. И если
мы получаем
их на льготных
условиях, то,
в ответ, и перевозку
предоставляем,
разумеется,
льготную. Процент
скидки в значительной
степени зависит
от трех факторов:
возможности
оказания услуг
"Аэрофлоту",
объемов покупки
авиабилетов
и динамики
этого показателя.
В некоторых
зарубежных
представительствах
"Аэрофлота"
можно купить
билеты в разные
страны с вылетом
из Москвы значительно
дешевле, чем
в самой Москве.
Прокомментируйте,
пожалуйста,
такую политику
авиакомпании.
Это не
политика авиакомпании,
а манипуляции
отдельных ее
представителей
за рубежом.
Они наносят
явный экономический
ущерб "Аэрофлоту".
Мы знаем о таких
случаях и ставим
им заслон: аннулируем
бронирование,
отзываем представителей.
Приоритет должен
быть отдан
более дорогим
продажам. Если
от Москвы билет
дороже, эта цена
должна быть
приоритетной.
Прежде у нас
не было достаточных
инструментов
блокирования
подобных действий,
теперь они есть.
Будем благодарны,
если те, кто
сталкивается
с такими фактами,
сообщат нам
об этом.
Когда
будут предоставлены
тарифы и расписание
вылетов на зимний
сезон?
Уже сформированы
расписания
на зиму 2000/01 года
и на лето 2001-го.
Мы намерены
опубликовать
их до выставки
"Отдых-2000". Историей
с весенней
выставкой,
когда турфирмы
оказались без
тарифов национального
перевозчика,
"Аэрофлот"
сам себя наказал,
потеряв много
заказов. Это
результат безответственной,
безалаберной,
бездарной работы
коммерческого
блока. С тех
пор он претерпел
радикальные
преобразования
и в организационном
и в персональном
плане.
Насколько
реально, что
"Аэрофлот"
будет летать
в Израиль?
"Аэрофлот"
будет летать
в Израиль чартерными
рейсами с 17 сентября.
Беседовала
Ирина ТЮРИНА