![]() |
|||||
ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ |
Краткое изложение
выводов |
||||
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ Как показали
результаты исследования, ключ к повышению уровня производительности
труда в российских гостиницах - в совершенствовании деятельности российских
несетевых гостиниц, на которые приходится 52 из 82 процентных пунктов
отставания в производительности от уровня США. Если в России не будут
проведены экономические реформы, больших перемен ожидать не следует.
В лучшем случае, некоторые западные сети расширят свое присутствие на
российском рынке, в основном для удовлетворения необеспеченного спроса
в сегменте трех- и четырехзвездочных гостиниц. Ряд международных гостиничных
сетей данного сегмента рынка уже ведут поиск инвесторов для финансирования
реконструкции существующих гостиниц и строительства новых. В результате
такого развития событий доля рынка гостиничных сетей через 10 лет могла
бы вырасти до 20-25% (при нынешнем уровне в 15%). В рамках этого сценария
производительность труда в отрасли в течение 10 лет возросла бы до 20-25%
от уровня США при объеме производимых услуг в расчете на душу населения
около 6-8% от американского. Для того же, чтобы производительность труда
в российском гостиничном секторе превысила 20-25% от уровня США, необходимо
осуществление масштабного реструктурирования отрасли в условиях экономического
роста. В случае осуществления таких реформ, производительность труда
в российских несетевых гостиницах, по нашим оценкам, может достичь в
течение 10 лет около 50% от среднего уровня производительности труда
в США. ПОТЕНЦИАЛ
РОСТА ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ
В
частности, после приватизации гостиниц и проведения рыночных реформ в
Польше количество гостиничных номеров там увеличилось приблизительно на
50% в результате появления новых отелей, особенно в составе сетей. Расширение
присутствия гостиничных сетей повышает производительность труда в отрасли
по двум причинам. Во-первых, увеличение доли рынка сетей улучшает структуру
отрасли. Во-вторых, расширение присутствия сетей оказывает конкурентное
давление на несетевые гостиницы. В таких условиях несетевые гостиницы
будут прилагать больше усилий к повышению эффективности работы и отказу
от непродуктивных методов.
С учетом польского опыта, можно предположить, что производительность труда в российском секторе гостиничных услуг в течение 10 лет могла бы вырасти до 60-65% от уровня США при условии как улучшений, способствующих сокращению разрыва производительности однотипных гостиниц двух стран, так и изменения структуры отрасли. Этот рост производительности стал бы результатом большей загрузки гостиниц (до 55-60%) и усовершенствования организации труда. Улучшение показателей по этим двум направлениям позволит увеличить производительность труда втрое - с 16% приблизительно до 50% от среднего уровня в США. Совершенствование организации труда также пошло бы на пользу гостиничным сетям, которые могут достигнуть 100% среднего уровня производительности отрасли в США. Оставшийся резерв роста общего уровня производительности труда - в более широком распространении доли рынка гостиничных сетей (с ростом их доли занятости до 25% от общей занятости). Достижение этих показателей требует определенных действий со стороны правительства. Помимо решения макроэкономических задач, стоящих перед всей страной, правительству следует осуществить приватизацию государственных гостиниц, обуздать бюрократизм и коррупцию и развивать внутренний и иностранный туризм. Необходимость приватизации существующих гостиниц С учетом большой доли номерного фонда, в собственности которого участвует государство, (83%) и связанных с этим искажений в механизмах стимулирования работы управляющих, первоочередной задачей государства должна стать приватизация гостиничного хозяйства. В сегментах средней и низкой ценовой категории (где доминируют несетевые гостиницы) частная собственность приведет к росту интенсивности внутренней конкуренции и создаст для их управляющих стимулы к совершенствованию организации труда и сокращения в ней рабочей силы. В сегменте дорогих гостиниц, где действуют международные сети, частная собственность разрешит проблему противоречивых интересов государства и будет способствовать появлению новых участников рынка. В свою очередь, это усилит давление на гостиничные сети, стимулируя сокращение отставания в производительности труда от лидеров отрасли и содействуя развитию резерва квалифицированных кадров. Потребность в развитии внутреннего и иностранного туризма Для реализации в полной мере потенциала привлечения туристов в Россию следует, как обеспечивать туристам условия для приезда в страну, так и развивать и создавать новые места массового туризма. В первую очередь, следует упростить и ускорить порядок получения виз. Во-вторых, необходимо предпринять меры для снятия остроты проблемы личной безопасности. В- третьих, в целях развития внутреннего и иностранного туризма следует, как улучшить содержание существующих достопримечательностей, так и создавать новые места массового туризма. В частности, следует внести поправки в законы о землепользовании и правила выдачи соответствующих разрешений организациям смежных отраслей, что позволило бы привлекать инвестиции в создание развлекательных парков и центров отдыха. Стимулирование противодействия местных органов власти бюрократизму и коррупции В настоящее время большинство должностных лиц в России не рассматривают гостиничный сектор как важный источник роста занятости. Частично такое отношение - наследие прошлого, когда индустрия туризма и отдыха рассматривалась как второстепенная и несерьезная отрасль. Опыт говорит об обратном: во многих странах гостиничный бизнес является важным источником занятости и поступлений твердой валюты, особенно в свете важных взаимодополняющих связей со смежными отраслями, такими как туризм и строительство. Тем не менее, для обеспечения роста инвестиций и повышения уровня занятости в этой отрасли инвесторы должны действовать в рамках более открытого и не обремененного бюрократизмом порядка приобретения и аренды земельных участков и утверждения строительных проектов (включая либерализацию требований по сохранению фасадов зданий). |
|||||