В отличие
от страхования имущества, медицинское страхование для граждан России
дело еще новое. Дает о себе знать многолетняя привычка к бесплатному
медицинскому обслуживанию...
Нередко, относясь к полису
как к второстепенному документу, работники турфирм забывают порекомендовать
туристу прочитать его хотя бы по диагонали. В результате при возникновении
страхового случая, клиент, не получив необходимых инструкций, действует
не так как следовало бы, и возвращаясь из поездки, предъявляет претензии
к страховой компании. Та, в свою очередь, в случае нарушения ее правил,
естественно, не стремится раскошелиться. Тем более, что в стране пребывания
сотрудники местных турфирм или гостиниц, случается, предлагают нашим
туристам поступать не так, как это рекомендуется страховой компанией.
Действуя так, они нарушают установленную схему оказания медицинских
и медико-транспортных страховых услуг, которая выглядит следующим образом:
клиент - страховая компания в России - обслуживающая (сервисная) компания
за рубежом - врач - клиент.
Доверять можно далеко не всем
врачам, работающим при отелях. Например в Турции взаимоотношения между
отдельными сегментами турбизнеса строятся на комиссионной основе.
Представитель фирмы приводит
клиента в магазин - получает комиссию, в ресторан - получает комиссию.
Ведет к врачу - получает комиссию. Принимающая сторона (особенно гиды)
заинтересована в комиссионных и организует дело так, чтобы клиентов
обслуживали именно те врачи или клиники, с которыми у нее налажены отношения.
Врачей из сервисных компаний при этом оттесняют в сторону. Турист же,
не получив необходимых инструкций, полностью полагается на принимающую
фирму.
Между тем врачи, работающие
в сговоре с турфирмами, стремясь извлечь максимальную выгоду, могут
выставить завышенный счет, выписать ненужные лекарства.
Существует и такая практика
как некорректные диагнозы. Например, из-за грязной воды в бассейне могут
возникнуть и кожные, и желудочные заболевания. И если это ясно из диагноза,
то страховщик вправе требовать у отеля компенсацию. Но вряд ли такой
диагноз поставит врач из отеля.
Или такой популярный диагноз
как гастроэнтерит. Под ним может скрываться банальная дизентерия, которая
в ряде случаев является основанием заявить претензии к отелю. Здесь
проблема не только в денежных потерях, но и в том, что турист, вернувшись
домой продолжает лечиться по ложному диагнозу.
Известны
случаи, когда получив с клиента наличные и выписав ему счет, турецкие
аферисты направляют еще один в российскую страховую компанию на оплату
услуг тому же клиенту, причем сумма может быть даже удвоена. Таким образом
они надеются получить деньги дважды и даже больше, чем дважды.
Доходит совсем до смешного.
Президент страховой компании "AIG-Россия" отдыхал в Турции.
Ему понадобилась небольшая медицинская помощь. Врач, узнав, что у него
есть полис, предложил выписать счет на $90, признавшись, однако, что
его услуги стоят вдвое меньше.
Из Турции приходит больше
всего жалоб на некачественное медицинское обслуживание и махинации со
страховыми полисами. Но подобное случается и в других странах.
Случаи нечистоплотного поведения
бывают и со стороны туристов. Вот несколько примеров.
Кипр. Полис российской страховой
компании стоит 5 фунтов. Некий ловкий киприот приобретает этот полис
у нашего туриста за пять фунтов, а затем страховой компании от имени
местного врача или клиники выставляется счет по полной программе. При
этом, только визит к врачу на Кипре стоит 30 - 40 фунтов (это $60 -80).
То же самое в Турции. Причем
своими полисами торгуют только российские туристы. У туристов из других
стран другой менталитет, другое отношение к страховым документам.
Турция. Семья отказывается
от поездки в Памуккале (Турция), мотивируя тем, что пятилетнему ребенку
тяжело туда ехать. Чтобы не возвращать деньги и одновременно угодить
клиентам, турфирма предложила им вызвать врача к якобы заболевшему ребенку,
с тем, чтобы выплатить клиентам ту сумму, которая будет выставлена в
счете, а сам счет предъявить к оплате страховой фирме, тем самым решив
все проблемы за счет страховщика.
Можно сказать, что главное,
на каком уровне оказаны услуги, а остальное - проблемы страховой компании.
Пусть платит. Но, во-первых, там, где начинаются махинации трудно говорить
о качестве. А, во-вторых, когда эти махинации всплывают, компания защищая
свои интересы, не будет покрывать ваши расходы. И в такой ситуации есть
все шансы оказаться вовлеченным в длительное и ненужное разбирательство.
Поэтому, отправляясь за границу,
надо заблаговременно и внимательно изучить страховой полис, в случае
возникновения страхового случая точно следовать указанным в полисе правилам
и не ввязываться в сомнительные операции.
Александр Попов