ПЕРЕДВИЖЕНИЕ  ПО  СТРАНЕ 
Короткая справкаСправочник турфирмВпечатления о странеДешевая альтернативаОбычаи и привычкиРазмещениеПередвижение по странеГлавные города и курорты. ЛечениеДеньги и покупкиФормальностиТуда и обратно
Такси
Общественный транспорт
Железные дороги
Автомобили и велосипеды
Время в пути от Берлина до разных городов
Дешевая альтернатива
        ТАКСИ
        Такси в Германии стоит недорого. Поездка обойдется еще дешевле, если ехать компанией (машина берет до 4-х пассажиров). Один километр стоит 2 марки, плюс 3 марки за включение счетчика.
        В некоторых городах существуют фиксированные тарифы на короткие расстояния, а также льготные расценки в темное время суток для женщин.
        Заказ такси в Берлине: + 49 (0) 30/26-10-26, 24-00-24, 24-02-02.

        ОБЩЕСТВЕННЫЙ  ТРАНСПОРТ
        Метро (U-Bahn), Электричка (S-Bahn), Автобус.

        Метро (U-Bahn). Обозначение на карте города и при входе на станцию - большая буква U.
        Этот вид транспорта есть в больших городах. Оно начинает работать с 4 часов утра и заканчивает где-то между полуночью и часом ночи. Интервал движения поездов больше, чем в Москве, примерно 5 - 8 минут. Стоимость проезда на метро в разных городах может различаться. Существует эффективная система скидок. В больших городах билет дает право в течение двух часов с момента начала первой поездки ездить во всех направлениях с неограниченным количеством пересадок на метро, автобусе и в пределах специальной зоны на городской электричке (S-Bahn). Очень удобно, что узловые станции метро совмещены на разных уровнях со станциями электрички.
        Время начала поездки отмечается компостером на билете. На станциях метро компостеры установлены у входа на платформу, в вагоне прокомпостировать билет уже нельзя.
        Выгоднее приобретать многократные проездные билеты. Так, например, разовый билет в Берлине стоит DM 3.90, Sammelkarte на 4 поездки обойдется DM 15,-, а трехдневная "Welcomecard"-DM 25,-. (См. также www.travel.ru - Архив путешественника - Германия - "Проездные по-немецки").
        С одной и той же станции поезда могут идти в разные пункты назначения. Поэтому нужно внимательно следить за надписями на информационных табло и кабине машиниста, где указываются конечные станции. В пятницу и субботу на некоторых линиях поезда ходят всю ночь.
Поезд S-Bahn

К началу раздела

        Электричка - (S-Bahn). Обозначение на карте - большая буква S.
В Берлине на электричке можно передвигаться как по городу, так за его пределы. Очень удобно, что узловые станции метро совмещены на разных уровнях со станциями электрички.
        С одной и той же станции поезда могут идти в разные пункты назначения. Поэтому нужно внимательно следить за надписями на информационных табло и кабине машиниста, где указываются конечные станции.
        Билет на электричку действителен и на метро. В пятницу и субботу на некоторых линиях поезда ходят всю ночь.
        Штраф за безбилетный проезд в электричке или метро составляет DM 60 - 80. Контролеры обычное явление. Они строги, но могут "войти в положение", если лимит времени билета исчерпан, а осталось проехать всего 3 - 4 остановки. По неофициальной информации, даже безбилетный проезд может стать основанием для внесения в черный список иностранцев, нежелательных для въезда в Германию. Поэтому лучше извиниться и, не сопротивляясь, заплатить штраф.
        Автобусы. Обозначение на остановках - "BUS".
        Несмотря на нередкие пробки, автобусы в Германии обычно ходят по расписанию. Через переднюю дверь разрешен только вход. Оплата проезда – у водителя. У него можно купить билет лишь на одну поездку. Если билет уже приобретен, например в метро, его нужно показать водителю.
        Штраф за безбилетный проезд: DM 60 - 80.
        Хорошо продуман транспортный сервис в аэропортах. Например, в берлинском Шенефельде (бывшая Восточная зона) каждые 10 минут от здания аэропорта отходит бесплатный автобус до одноименной железнодорожной станции, расположенной всего в 500 метрах.
Поезд категории ICE на маршруте Франкфурт - Маннгейм

К началу раздела

        ЖЕЛЕЗНАЯ  ДОРОГА - Deutsche Bahn (DB).

        Классность поездов, Что такое Zuschlag, Категории поездов в Германии, Скидки и льготы на железной дороге
        В Германии хорошо развита железнодорожная сеть. Однако случаются и сбои в расписании. В среднем вероятность прибыть вовремя составляет на немецких железных дорогах 80-85%.
        Расписания поездов дальнего (DB) и пригородного следования (S-Bahn) в Германии объединены в единую систему, что позволяет легко планировать поездки по стране. Железнодорожные расписания, вывешенные на немецких вокзалах весьма отличаются от наших. На них подробно прописано время прибытия на каждую станцию и время отъезда с нее. Полезно запомнить два важных слова: Abfahrt (Абфарт - отправление) и Ankunft (Анкунфт - прибытие).
        Поезда дальнего следования делятся на несколько видов, которые отличаются по скорости движения, классности и стоимости проезда. Кроме того есть подразделение на дневные (в них только сидячие места) и ночные поезда. Существуют также специальные вагоны для некурящих, которые отличаются по знаку перечеркнутой сигареты.

В вагоне 1 класса поезда ICE

В вагоне 2 класса поезда ICE

К началу раздела

        Классность поездов
Тариф за один километр в вагоне первого класса составляет более 40 пфеннигов, второго - примерно на 15 пфеннигов ниже. Внешне вагоны обоих классов отличаются надписями с цифрами 1 или 2.
        В большинстве поездов можно садиться на любое место, если не было сделано предварительного бронирования. В этом случае над местом или при входе в купе будет написана фамилия пассажира, забронировавшего себе место или указан отрезок зарезервированного пути (к примеру Берлин - Ганновер). Обычно это делается при поездке на дальние расстояния. Некоторые "опытные" путешественники говорят, что если после отправления забронированное место свободно, то его можно занимать. Возможно, пассажир действительно не явится, но он может находиться также в баре или, скажем, в туалете. Поэтому, чтобы не оказаться в неудобном положении лучше соблюдать существующие правила.
        Железнодорожные билеты в Германии действительны на любой поезд в течение месяца. Но в пути можно провести не более трех суток. Во время следования можно делать остановки и пересаживаться на другие поезда. Билет не дает права двигаться в обратном направлении.

        Что такое Zuschlag (Цушлаг)? Это доплата. В данном случае та, которую нужно произвести при выкупе забронированного билета. Обычно она не превышает DM10. Но правила меняются, поэтому, покупая билет, особенно на скоростные поезда, заранее надо справиться о том, следует ли позднее сделать Цушлаг.

        Категории поездов в Германии:
        InterCityExpress (ICE), I nterCity (IC) / EuroCity (EC),  InterRegio (IR), InterCityNight (ICN),  EuroNight (EN)/CityNightLine (CNL),  RegionalExpress (RE), Regional Bahn (RB),  S-Bahn (S)

Поезд ICE на маршруте Ганновер - Вюрцбург

К началу раздела

        InterCityExpress (ICE), ICE-Sprinter.
        Поезда ICE курсируют ежедневно с интервалом в 1 час между крупными городами Германии. Их скорость достигает 280 км/час, а стоимость проезда ненамного меньше, чем на самолетах внутренних авиалиний.
        К примеру, чтобы доехать в первом классе от Берлина до Мюнхена надо заплатить около DM400, во втором - почти DM300.
        В поездах ICE:
- несколько отдельных купе с сидячими местами на пять пассажиров и большой салон с двухместными и одноместными мягкими сиденьями;
- информация о бронировании размещается над сиденьем;
- каждое место снабжено аудио/видеомодулем;
- имеется карточный телефон, карточку можно купить у проводника;
- запирающиеся ячейки для багажа;
- вагон-ресторан и обслуживание на месте в вагонах первого класса;
- бар в вагонах второго класса;
- купе для совещаний с подключением компьютеров и факсов;
- дисплей с бортовой информацией.
        ICE-Sprinter предназначен прежде всего для бизнесменов. Его маршрут соединяет Мюнхен и Франкфурт-на-Майне. ICE "Rhein-Sprinter" "вылетает" из Мюнхена 6:30 утра и к 10 часам прибывает во Франкфурт. В это время по аналогичному расписанию ему навстречу мчится его собрат "Isar-Sprinter". Стоимость проезда приближается к DM300. В цену входят завтрак и газеты.
Поезд IC уходит с главного вокзала в Кельне (слева - Кельнский собор)

К началу раздела

        InterCity (IC)/ EuroCity (EC).
        Скорость движения этих поездов до 200 км/час. В первом вагоне ехать интереснее. Его пассажиры отделены от машиниста только стеклянной стеной и поэтому видят то же, что и он. Это усиливает впечатление от поездки, и кажется, что время летит быстрее.
        Интервал движения поездов IC: 1 - 2 часа, они ходят между крупными городами Германии. EC связывают Германию с крупными городами в соседних странах. Уровень комфорта в этих поездах оставляет очень приятное впечатление, однако от окна может дуть почти также как в подмосковной электричке.
        Для примера. Стоимость проезда во втором классе от Праги до Берлина с предварительной резервацией (бронированием) составляет около DM 100.
        В поездах IC:
- купейные (шестиместные купе) и общие вагоны с сидячими местами;
- вагон-ресторан и обслуживание на месте в вагонах первого класса;
- бар в вагонах второго класса;
- большинство поездов имеет карточный бортовой телефон, карточку можно купить у проводника.;
- отделение для велосипедов в каждом поезде.
Поезд IR на главном вокзале в Маннгейме

К началу раздела

        InterRegio (IR)
        Курсирует с интервалом в 2 часа между городами Германии и соседних зарубежных стран. Максимальная скорость движения - 200 км/час. В первом вагоне ехать интереснее. Его пассажиры отделены от машиниста только стеклянной стеной и поэтому видят то же, что и он. Это усиливает впечатление от поездки и кажется, что время летит быстрее. Благодаря удачному соотношению "цена - качество" IR часто называют "семейными поездами".
        В поездах IR:
- купейные ( в каждом купе столик) и общие вагоны с сидячими местами;
- кафе-бистро в одном из вагонов;
- запирающиеся багажные ячейки для ручной клади;
- карточный бортовой телефон, карточку можно купить у проводника;
- отделение для велосипедов в каждом поезде.
Поезд ICN

К началу раздела

        InterCityNight (ICN), EuroNight/CityNightLine (CNL) - ночные поезда, курсирующие внутри Германии и за ее пределы.
        За уровень сервиса в поездах этих категорий их называют "отелями на колесах". ICN подается на перрон за час до отхода и остается на перроне в течение часа после прибытия. Поэтому доехав до места назначений можно не торопиться и спокойно позавтракать.
        В поездах ICN: + Карта маршрутов ICN #2.
- ресепшн;
- вагон-ресторан, бистро, буфет для завтрака;
- предоставляются утюг или фен;
- служба побудки, утренние газеты;
- электронные замки в купе;
- перевозка автомобилей и велосипедов пассажиров.
        Поезда ICN делятся на 3 категории:
- комфортабельный спальный вагон (ComfortSchlafwagen - КомфортШлафваген) - двухместные купе с душем и туалетом/завтрак в купе или шведский стол в буфете;
- комфортабельный вагон с местами для лежания (ComfortLiegenwagen - КомфортЛигенваген) / завтрак в купе;
- комфортабельный сидячий вагон (ComfortSitzwagen - КомфортЗицваген) с регулируемыми подставками для ног у сидений/ завтрак подается на место.
В поезде CNL

В поезде CNL

К началу раздела

        Ночной поезд CNL 1 класса курсирует между Германией и Швейцарией с Австрией.
        В поездах CNL:
- вагон обслуживания с ресепшн, баром и рестораном;
- бесплатные напиткив в начале пути как приветствие;
- махровое постельное белье в каждом купе;
        Поезда CNL делятся на 4 категории;
- "люкс" (Deluxe -Делюкс) - двухместное купе со столом, двумя стульями, душевой кабиной и туалетом;
- "комфорт" (Comfort - Комфорт) - купе на одного или с двумя спальнями с общими дверью и умывальником;
- "турист" (Economy - Экономи) - двухместное купе с умывальником;
- "кресла" (Ruhesesse - Руэзессель) - удобные кресла с регулируемыми сиденьями.
        В вагонах категорий "люкс", "комфорт" и "турист" завтрак включен в стоимость билета.
        Цена за "single" в вагоне "люкс" колеблется от DM 450 до DM 600, за место при двухместном размещении в классе "турист" - от DM250 до DM300.
        RegionalExpress (RE) - скоростной загородный поезд с небольшим количеством остановок, которые привязаны к остановкам городской электрички S-Bahn.
        Regional Bahn (RB) - своего рода загородная электричка со всеми остановками, которые привязаны к остановкам RE.
        S-Bahn - городская электричка, обслуживающая также ближайший пригород.
        Скидки и льготы на железной дороге
        На DB существует много разнообразных скидок. Большинство из них действуют при предъявлении специальных карт, которые целесообразно приобретать гражданам Германии и бессмысленно - ее гостям (например BahnCard).
        Для туристов могут быть полезны:
- скидки на групповые поездки, когда при совместной поездке до пяти взрослых и одного ребенка, первый взрослый пассажир платит полную стоимость билета, все прочие взрослые - 50%, дети от 4 до 11 лет - 25%;
- билет "Добрый вечер" (Guten-Abend-Ticket - Гутен-Абенд-Тикет), дающий возможность поездок в любых направлениях во всех поездах, кроме ICN (Schlafwagen, Liegenwagen - Шлафваген, Лигенваген) с 19:00 до 02:00 и действующий по субботам с 14:00. Его стоимость в зависимости от классности колеблется в пределах от DM70 до DM120;
- билет "Приятных выходных" (Ferien Ticket - Фериен Тикет), действующий с 00:00 часов в субботу до 02:00 в понедельник только на поездах местного сообщения (RE, RB, SE). Его цена DM 35. По одному такому билету может ехать группа до 5 человек.
К началу раздела АВТОМОБИЛЬНЫЙ  И  ВЕЛОСИПЕДНЫЙ  ТРАНСПОРТ
        Аренда автомобилей возможна в большинстве городов страны. Цены зависят от модели машины. Некоторые фирмы предлагают понедельную оплату и не учитывают пройденные километры. Стоимость аренды: от 50 марок в день.
        Российскому туристу, чтобы взять машину напрокат, лучше всего произвести оплату по кредитной карточке. Арендатором должно быть предъявлено водительское удостоверение международного образца. Многие турагентства включают аренду автомашины в пакет услуг.
        Автостоянки и заправочные станции работают круглые сутки. Бензинпродается следующих сортов: 91-й (нормальный), 95-й (супер), 98-й (супер-плюс), дизель.
        Ограничения скорости на дорогах: в городах 50 км/ч, за городом 100 км/ч. Ограничения на скорость движения на скоростных магистралях – автобанах нет. Оно регламентируется дорожными знаками на отдельных участках. Германия – единственная страна Европы, где нет ограничений скорости на автострадах.
        Водитель и пассажиры на передних и задних сидениях должны быть пристегнуты ремнями безопасности. В случае нарушения этого правила штраф платит тот, кто не пристегнулся.
        Аренда велосипедов возможна в любом городе страны. Кроме платы за прокат берется залог. Большинство немецких автодорог оборудовано велосипедными дорожками. Поэтому передвигаться на велосипеде в Германии вполне безопасно. Особенно удобен велосипед в небольших городах и курортных центрах. Стоимость аренды около 15 марок в день. Передвигаясь пешком, не стоит заходить на велосипедную дорожку.
К началу раздела
ВРЕМЯ  В  ПУТИ  ОТ  БЕРЛИНА  ДО  НЕКОТОРЫХ  ГОРОДОВ  ГЕРМАНИИ
(часы и минуты)
Город
Самолет
Автомобиль
Железная дорога
Гамбург
0.45
4.0
4.45
Кельн
1.05
7.0
7.10
Франкфурт-на-Майне
1.10
6.30
8.0
Мюнхен
1.2
7.0
10.1
Дрезден
-
2.3
3.0
Лейпциг
-
2.0
2.30
Эрфурт
-
4.30
5.0
Росток
-
2.30
3.0
К началу раздела         ДЕШЕВАЯ  АЛЬТЕРНАТИВА
        На сервере travel.ru рассказывается о самом дешевом (после велосипеда) способе путешествия по Германии. Это поездка с водителем, который ищет попутчика, чтобы поболтать в пути и компенсировать стоимость бензина. Организацией таких поездок занимается MITFAHRERZENTRALE (MFZ) - Митфарерцентрале. Телефон этой службы во всех крупных городах Германии одинаков: 19-440.
        Для примера, с водителем-попутчиком от Берлина до Франкфурта-на-Майне можно доехать за DM 60-70. Подробности на сайте travel.ru (www.travel.ru - Архив путешественника – Германия – Перемещения по Германии). Там же можно прочитать об особенностях билета "Приятных выходных".